Главная » Космос » Ракето-носители и КА
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ И СВЕРХТЯЖЕЛЫЕ РАКЕТО-НОСИТЕЛИ И ИХ КАСРЕДНИЕ И ТЯЖЕЛЫЕ РАКЕТО-НОСИТЕЛИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
|
Система космических запусков (англ. Space Launch System, SLS) — американская сверхтяжёлая ракета-носитель для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты и выведения прочих грузов, разрабатываемая NASA вместо РН «Арес-5», отменённой вместе с программой «Созвездие». Первый пробный полет ракеты-носителя намечен на конец 2017 года.
Планируется, что по массе грузов, выводимых на околоземные орбиты, SLS будет самой мощной действующей ракетой-носителем ко времени своего первого старта, а также четвертой в мире и второй в США РН сверхтяжёлого класса — после «Сатурн-5», которая использовалась в программе «Аполлон» для запуска кораблей к Луне, и советских Н-1 и Энергия.
Ракета будет выводить в космос пилотируемый корабль MPCV, который проектируется на основе корабля «Орион» из закрытой программы «Созвездие».
Система в базовом варианте будет способна выводить 70 тонн груза на опорную орбиту. Конструкция ракеты-носителя предусматривает возможность увеличения этого параметра до 130 тонн в усиленной версии.
Предполагается что первая ступень ракеты будет оснащаться твердотопливными ускорителями и водородно-кислородными двигателями RS-25D/E от шаттлов, а вторая — двигателями J-2X разработанными для проекта «Созвездие». Также ведутся работы со старыми кислород-керосиновыми двигателями F-1 от РН Сатурн V.
Стоимость программы SLS оценивается в $35 млрд. Стоимость одного запуска оценивается в $500 млн — в полтора раза меньше, чем в своё время стоил каждый полёт шаттлов.
|
«Falcon Heavy» — будущая американская ракета-носитель (РН) тяжелого класса семейства Falcon. РН разрабатывается компанией SpaceX. Планируется, что носитель сможет доставлять 53000 кг на низкую опорную орбиту, 21200 кг на геопереходную орбиту, и 13200 килограммов до Марса. В материалах SpaceX указывается, что Falcon Heavy станет самым мощным носителем со времен Сатурн-5, доставлявших американских астронавтов на Луну.
Первый запуск планируется в 2015 году. |
«Ангарá» — семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого — в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»). Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. |
«Вели́кий похо́д 9» — проектируемый китайский сверхтяжёлый ракета-носитель, разрабатываемый Китайской Академией технологии ракет-носителей (англ.)русск. (CALT).
По информации, представленной на международном аэрокосмическом конгрессе в 2013 году, планируется создание сверхтяжелого ракеты-носителя, превосходящего «Сатурн 5». Разрабатываемый носитель будет выводить массу полезной нагрузки до 133 000 кг на низкую опорную орбиту (НОО) и до 50 000 кг на геостационарную орбиту (ГСО). Рассматриваются два альтернативных варианта ракеты-носителя: схема A — с керосиново-кислородными и схема B — с твердотопливными ускорителями первой ступени. |
Dragon V2— частный многоразовый пилотируемый космический корабль компании SpaceX, разработанный по заказу НАСА в рамках программы Commercial Crew Development, предназначенный для доставки и возвращения людей на Международную космическую станцию. Является составной частью проекта SpaceX. Данная пассажирская версия космического корабля Dragon была представлена 30 мая 2014 года Илоном Маском.
Dragon V2 представляет собой усовершенствованную пилотируемую версию многоразового аппарата Dragon, которая позволит экипажу добираться до МКС и возвращаться на Землю с полным контролем процедуры приземления. В капсуле Dragon V2 одновременно смогут находиться семь космонавтов. Стоимость полёта в расчёте на одного космонавта будет составлять 20 млн долларов. В отличие от грузовой версии, он способен стыковаться с МКС самостоятельно, без использования манипулятора станции. Главные отличия — управляемая посадка на двигателях (парашютная схема в качестве резерва), опоры для мягкой посадки и салон с креслами для астронавтов и панелью управления. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco аппарат способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолёта, а возможность управляемой посадки сохраняется при отказе 2 из 8 двигателей. В случае отказа двигателей посадка выполняется на парашютах. SuperDraco являются первыми двигателями в космической промышленности, изготовление которых возможно по технологии 3D-печати. Заявлена многоразовость спускаемой капсулы. Первый беспилотный полёт планируется осуществить в 2015 году, а пилотируемый — в 2016 году. Само же НАСА планирует провести запуск в 2017 или 2018 году соответственно. |
Орио́н, MPCV — многоцелевой частично многоразовый пилотируемый космический корабль США, разрабатываемый с середины 2000-х годов в рамках программы «Созвездие». Целью этой программы было возвращение американцев на Луну, а корабль «Орион» предназначался для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС) и для полётов к Луне, а также к Марсу в дальнейшем. В околоземных полётах «Орион» должен прийти на смену космическим челнокам Space shuttle, завершившим полёты в 2011 году, а в будущем обеспечить высадку человека на Марс.
Первоначально испытательный полёт космического корабля был намечен на 2013 год, первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, начало полётов к Луне — на 2019—2020 гг. В конце 2011 года предполагалось, что первый полёт без астронавтов состоится в 2014 году, а первый пилотируемый полёт — в 2017. На корабле «Орион» будут выводиться в космос как грузы, так и астронавты. При полётах на МКС, в экипаж «Ориона» могут входить до 6 астронавтов. В экспедиции к Луне планировалось отправлять по четыре астронавта. Корабль «Орион» должен был обеспечить доставку людей на Луну для длительного пребывания на ней с тем, чтобы в дальнейшем подготовить пилотируемый полёт на Марс. Диаметр корабля «Орион» — 5,3 метра (16,5 футов), масса корабля — около 25 тонн. Внутренний объём «Ориона» будет в 2,5 раза больше, чем внутренний объём корабля «Аполлон». Объём кабины корабля Orion (MPCV) около 9 м³. И это не общий объём герметичной конструкции, а именно пространство, свободное от оборудования, компьютеров, кресел и другой «начинки». Форма основной части корабля «Орион» схожа с формой предыдущих космических кораблей «Аполлон», но при его создании используются новейшие достижения в компьютерной технике, в электронике, в технологии систем жизнеобеспечения, в технологии теплозащитных систем. Коническая форма спускаемого аппарата является самой безопасной и надёжной при возвращении на Землю, особенно со скоростью возвращения из дальнего космоса (около 11,1 км/с). Предполагается многоразовое использование основной части корабля. Cервисным модулем корабля Орион (SM) будет модернизированная версия транспортного корабля ЕКА ATV. |
Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) и Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) — временные официальные названия проектов российских ракеты-носителя и многоцелевого пилотируемого частично многоразового космического корабля, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс».
Согласно разработанной в РКК «Энергия» и принятой 14 июля 2006 года правительством РФ концепции развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 годы, предусматривается поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полёты на Марс.. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК «Союз» и создание межорбитального буксира «Паром». Затем (после 2015 года) предполагается создать национальный (отличный от участия в проекте ЕКА), более универсальный, нежели «Клипер», корабль, способный совершать полёты как на околоземную орбиту (в том числе транспортные и эвакуационные на орбитальные станции и автономные), так и к Луне (в том числе как часть возможного в будущем лунно-посадочного экспедиционного комплекса). Универсальность задач и компоновка корабля схожи с разрабатываемым в США космическим кораблём нового поколения «Орион». Был проведён второй конкурс по ППТС, победители которого были объявлены 6 апреля 2009 года. Разработка корабля была поручена РКК «Энергия», ракету-носитель для него будет разрабатывать «ЦСКБ-Прогресс». |
В 2005 году директор ЗАО «ЦНИИМаш-Экспорт» Игорь Решетин и четверо работников этого же ЗАО были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу КНР и передаче космических технологий. В 2007 году академик Решетин был приговорён к 11,5 годам заключения в колонии строгого режима. Первая группа китайских космонавтов проходила подготовку к полёту в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в подмосковном Звёздном городке. |
Falcon 9 — одноразовая ракета-носитель семейства РН Фалькон компании «SpaceX». Первый запуск новой ракеты-носителя состоялся 4 июня 2010 года. Предлагаются различные конфигурации ракеты-носителя с массой доставляемой полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) в диапазоне 10,4-32 т и на геопереходную орбиту (ГПО) в диапазоне 4,7-19,5 т. Цена вывода спутника для заказчика составит от $49,9 млн до $56 млн, в зависимости от массы и объёма полезной нагрузки (для варианта РН «Фалькон 9», до 10 т на НОО и 4,7 т на ГПО).Контейнер полезной нагрузки имеет диаметр в диапазоне 3,6-5,2 м.
«Фалькон 9» используется для запуска коммерческого пилотируемого космического аппарата (ПКА) SpaceX Dragon и его грузового варианта для снабжения МКС. Базовая конфигурация ракеты-носителя состоит из двух ступеней. Первая ступень «Фалькон 9» v1.0 использует девять ЖРД Мерлин 1C, вторая ступень — один ЖРД Мерлин Вакуум, который является модификацией того же двигателя для работы в вакууме. Так же, как и РН «Фалькон 1», последовательность запуска «Фалькон 9» предусматривает возможность остановки процедуры запуска на основании проверки двигателей и систем ракеты-носителя перед стартом. Если проблема обнаружена, процесс останавливается и происходит откачка топлива и окислителя из ракеты. Таким образом, для обеих ступеней предусмотрена возможность повторного использования и проведение стендовых испытаний перед полетом. SpaceX развивает несколько центров со стартовыми площадками. Первый из них расположен на мысе Канаверал (Флорида, США) на стартовой площадке № 40. Именно отсюда был осуществлен первый полет РН «Фалькон 9» 4 июня 2010 года. Этот стартовый комплекс использовался ранее списанными РН Титан III и Титан IV. Другая стартовая площадка расположена на острове Омелек, атолл Кваджалейн (Маршалловы Острова). Отсюда запланированы все запуски РН «Фалькон 1», отсюда же планируются запуски РН «Фалькон 9» с коммерческими грузами (без КА «Дракон»). Третья площадка будет оборудована на Базе Ванденберг, стартовый комплекс 4, для запусков РН «Фалькон 9» со спутниками Iridium Next. |
«Де́льта IV» — четвёртое поколение ракеты-носителя Дельта компании «Боинг». Первый успешный коммерческий запуск РН со спутником Eutelsat был осуществлён в 2002 году. Дельта IV была разработана в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей (англ. Evolved Expendable Launch Vehicle, EELV) для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Ракета-носитель используется в пяти версиях: Медиум (англ. Medium, Средний), Медиум+ (4,2), Медиум+ (5,2), Медиум+ (5,4) и Хеви (англ. Heavy, Тяжелый). Последний тяжелый вариант предназначен для бо́льшего размера и веса полезной нагрузки. Дельта IV используется в первую очередь для удовлетворения нужд американских военных по причине высокой стоимости запуска этой ракеты-носителя.
Запуски ракеты-носителя осуществляются с мыса Канаверал и базы Ванденберг, ВВС США, где они собираются в горизонтальных сборочных центрах (англ. Horizontal Integration Facility, HIF). |
«Ариан 5» (фр. Ariane 5) — европейская ракета-носитель семейства Ариан, предназначена для выведения полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геопереходную орбиту (ГПО). Производится Европейским космическим агентством (ЕКА), основной подрядчик — European Astrium Space Transportation (EADS). Ракета продвигается на рынке компанией Арианспейс. Запуски происходят с космодрома Куру во Французской Гвиане. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2015 года. Только за период 1995—2007 гг., Арианспейс разместила заказы на 99 РН в EADS, было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных. Разработка «Ариан 5» заняла 10 лет, стоила 7 млрд долларов США и предназначалась для замены ракеты-носителя ЕКА «Ариан-4». Первоначально существовали планы использовать её для запусков пилотируемого корабля «Гермес», однако этот проект был отменён и сейчас «Ариан 5» применяется только в непилотируемом варианте. Использование разных вариантов контейнеров полезной нагрузки позволяет одновременный запуск двух-трёх спутников и размещение до восьми микроспутников. Ракета-носитель используется для снабжения Международной космической станции (МКС) с помощью грузовых кораблей (см. АГК «Жюль Верн»). |
«H-IIB» — одноразовая ракета-носитель среднего класса семейства H-II японского космического агентства JAXA используемая для запуска автоматического грузового корабля H-II Transfer Vehicle к Международной космической станции (МКС), а также для вывода полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геостационарную орбиту. Ракета-носитель имеет двигатели на жидком кислороде/жидком водороде и твёрдотопливные боковые ускорители. Является продолжением развития ракеты-носителя H-IIA. В то время как масса доставляемой на геопереходную орбиту полезной нагрузки ракеты-носителя H-IIA составляла 4-6 т, новая ракета-носитель способна выводить до 8 т. Такого увеличения полезной нагрузки достаточно для доставки на низкую опорную орбиту АТК H-II Transfer Vehicle с массой 16 500 кг. Существуют различные планы модификаций H-IIB, в том числе и в рамках программы пилотируемой космонавтики Японии. Старты производятся в КЦ Танэгасима. |
Чанчжэн 3B или CZ-3B или «Великий поход-3B» — орбитальная ракета-носитель, разработанная Китайским НИИ ракетных технологий при Китайском объединении космических технологий. Имеет три ступени и четыре навесных разгонных блока. Представляет собой наиболее мощную модель из семейства «Великий поход». Используется, в основном, для вывода на геосинхронную орбиту телекоммуникационных спутников. С целью увеличения полезной нагрузки был разработан усовершенствованный вариант ракеты — 3B/E.
|