Дракон (англ. Dragon SpaceX) — частный транспортный космический корабль (КК), компании SpaceX, разработанный по заказу НАСА в рамках программы «Коммерческой орбитальной транспортировки» (COTS), предназначенный для доставки полезного груза и, в перспективе, людей на Международную космическую станцию. Необходимость в новых грузовиках возникла у США по причине прекращения полётов шаттлов. «Дракон» — единственный в мире действующий «грузовик», (ТКС не летает), способный возвращаться на Землю.
Сумма контракта с НАСА около 1,6 млрд долларов. На 20 июля 2011 года расходы НАСА на проект составили 75 млн долларов.
22 мая 2012 года корабль Dragon отправился к Международной космической станции. Это первый в истории полёт коммерческого космического транспорта к МКС. Спустя несколько минут после старта аппарат успешно вышел на орбиту.
25 мая 2012 года, в 17:56 по московскому времени, корабль осуществил сближение с МКС до дистанции 10 метров, был захвачен манипулятором «Канадарм2», установленном на модуле «Спокойствие», и успешно пристыкован к МКС. КК «Дракон» стал первым аппаратом коммерческого назначения, состыковавшимся с МКС.
Технические данные
КК «Дракон» состоит из двух модулей: командного-агрегатного отсека конической формы и транка-переходника для стыковки со второй ступенью РН, который служит как негерметичный контейнер для размещения грузов и одноразового оборудования — солнечных батарей и радиаторов системы охлаждения. Энергоснабжение корабля, как и у российского «Союза» обеспечивается солнечными батареями и аккумуляторами. В отличие от американского КК «Аполлон», а также разрабатываемых КК российского проекта Перспективной пилотируемой транспортной системы, НАСА «Орион» и Boeing CST-100, «Дракон» является практически моноблочным кораблем. Двигательная установка, топливные баки, аккумуляторы и другое оборудование агрегатного отсека возвращается вместе с кораблем, что является уникальным (аналог SS). На первом этапе развития (грузовой КК) стыковка с МКС, в виду отсутствия системы автономной стыковки, осуществляется тем же образом, что и стыковка японского HTV.
КК «Дракон» разрабатывается в нескольких модификациях: пилотируемой (экипаж до 7 человек), грузо-пассажирской (экипаж 4 человека + 2,5 тонны грузов), грузовой (именно в этом варианте он и будет использоваться первое время), и модификация для автономных полётов (DragonLab).
Предполагается, что для КК «Дракон» будет создана уникальная система аварийного спасения (САС), размещающаяся не на мачте над космическим кораблем, а в самом корабле. По заявлению главы и генерального конструктора SpaceX Элона Маска, двигатели САС, возможно, будут использованы при посадке космического корабля на сушу.
Также предполагается разработка корабля в модификации для полёта на Марс — «Red Dragon». Он представляет собой капсулу для посадки на планету стоимостью 400 млн долларов. На Марс полёт запланирован в 2018 году.
Первый «коммерческий» рейс к МКС
Первый «коммерческий» старт корабля к МКС был произведен 7 октября 2012 года. Запуск состоялся с космодрома на мысе Канаверал во Флориде в 20:35 по местному времени. КК Dragon состыковался с МКС 10 октября.
Грузовик доставил на МКС примерно 450 килограммов полезного груза, в том числе, материалы для проведения 166 научных экспериментов. Обратно на Землю «Dragon» успешно вернул около 900 килограммов груза, среди которого списанные детали станции, а также свыше 330 килограммов результатов научных исследований.
Корабль отстыковался от МКС 28 октября в 17:29 по московскому времени, и вернулся на Землю, приводнившись в акватории Тихого океана в 23:22 по московскому времени, на расстоянии около 300 км от побережья Калифорнии.
В будущем планируется ещё 11 экспедиций к МКС по контракту, оценочной стоимостью в 1,6 миллиардов долларов, заключённому между компанией SpaceX и NASA.