Обновлено 07.11.2014
Американская компания Boeing получила денежные средства на строительство перспективного летательного аппарата вертикального взлета и посадки, который получил обозначение Phantom Swift. Уникальный летательный аппарат в перспективе сможет совершить в военном деле революцию, сопоставимую с той, которую в свое время совершил вертолет. Агентство перспективных оборонных исследований DARPA выделяет компании Boeing 9,4 миллиона долларов на строительство прототипа-демонстратора Phantom Swift. Денежные средства выделяются в форме гранта в рамках реализации программы X-Plane. В 2013 году компания Boeing при помощи технологий 3D-печати и быстрого прототипирования уже изготовила уменьшенную копию своего летательного аппарата (17% от планируемого размера), так что постройка полноразмерного аппарата должна пройти достаточно быстро.
Грант, который был получен компанией Boeing 26 августа 2014 года, является уже вторым. Об этом журналистам IHS Jane’s сообщила представительница компании Дебора Ван Ниероп. В 2013 году четыре компании-конкурсанта, работающие над созданием перспективного летательного аппарата, получили от Минобороны США 130 миллионов долларов. Сообщается, что большая часть работ по постройке Phantom Swift будет выполнена на заводе компании в городе Ридли Парк, расположенном в штате Пенсильвания.
Необходимо отметить, что программа получившая обозначение X-Plane, была начата агентством DARPA в прошлом году. В рамках данной программы планируется разработать новый летательный аппарат, который отличался бы повышенной скоростью полета и возможностью зависать в воздухе. Согласно выданному четырем американским компаниям техзаданию, крейсерская скорость полета аппарата, создаваемого по программе X-Plane, должна составлять 556-741 км/ч, а эффективность в режиме парения должна вырасти с традиционных 60% до 75%. При этом аэродинамическое качество при полете на крейсерской скорости должно вырасти с 5-6, до как минимум 10 единиц. Также военные предъявили жесткие требования к грузоподъемности машины. Новый летательный аппарат должен без проблем поднимать до 40% от своей полной взлетной массы (4,5-5,5 тонны).
Из четырех компаний-претендентов лишь компания Boeing смогла представить на рассмотрение экспертов уже готовую (пусть и выполненную в масштабе 1:6) модель, которая к тому же уже была испытана в полете. Всего над созданием перспективного летательного аппарата трудятся четыре компании: «Сикорский» (Sikorsky), «Аврора флайт сайнсез» (Aurora Flight Sciences), «Карем» (Karem) и «Боинг» (Boeing), каждая из них готова представить военным свое решение. Сообщается, что этап предварительного анализа всех представленных конструкций продлится до конца 2015 года.
Летательный аппарат «Фантом свифт» может взлетать и садиться вертикально, а также зависать в воздухе как обычный вертолет, обладая при этом очень высокой скоростью полета — 550-740 км/ч. По словам Брайана Риттера, руководителя программы Boeing по созданию данного летательного аппарата, для того, чтобы удовлетворить требованиям технического задания DARPA в проекте решили использовать винты, установленные в кольцевых обтекателях.
Летательный аппарат Phantom Swift оснащается двумя вентиляторными подъемными двигателями большого размера, которые установлены внутри его фюзеляжа. Данные двигатели служат для создания подъемной силы при взлете, посадке машины, а также при зависании в воздухе. Горизонтальная тяга создается при помощи двух поворотных вентиляторных двигателей, которые установлены на концах крыла. Таким образом, после совершения взлета и набора скорости в вертолетном режиме большие вентиляторные двигатели в фюзеляже отключаются и закрываются специальными створками. Закрытие установленных в фюзеляже двигателей осуществляется для улучшения аэродинамических характеристик летательного аппарата. После этого аппарат совершает полет за счет тяги малых двигателей и подъемной силы его крыла.
Сообщается, что полноразмерная версия перспективного летательного аппарата Swift Phantom будет иметь длину в 13,4 метра, ширину — 15,2 метра и массу до 5450 кг. При этом аппарат должен нести полезную нагрузку массой не менее 40% от его полной массы. Уникальной особенностью аппарата является применение винтов, которые расположены в кольцевых обтекателях — как на концах консолей поворотного крыла, так и встроенных в фюзеляж. Это решение улучшает управляемость, обеспечивает аппарату высокую скорость полета и более эффективный режим зависания.
Кому-то конструкция летательного аппарата PhantomSwift может показаться и не совсем рациональной, так как на большей части полета подъемные двигатели выключены и представляют собой «мертвый груз», который просто съедает дефицитный объем внутри фюзеляжа аппарата, а значит, уменьшает возможный объем полезной нагрузки. При этом сообщается, что серийная версия аппарата получит легкие и компактные полностью электрические приводы, которые не требуют наличия громоздкой по размерам трансмиссии, что частично сможет решить проблему со «съедаемым» объемом. Однако в настоящее время таких технологий еще нет, поэтому первый полноразмерный прототип получит обыкновенные газотурбинные двигатели CT7-8 производства компании General Electric. Такие двигатели в настоящее время используются на вертолетах Sikorsky S-92. В долгосрочной перспективе их будут менять на полностью электрические агрегаты.
«Фантом свифт» от компании Боинг должен стать более быстрой и надежной альтернативой имеющимся вертолетам и конвертопланам V-22 Osprey. Перспективный летательный аппарат сможет добираться до заданной точки примерно в 3 раза быстрее, чем обычный вертолет. Машина сможет в пилотируемом или беспилотном варианте доставлять на передовую различные грузы, оказывать огневую поддержку войскам, вести разведку, эвакуировать раненых. Помимо этого, PhantomSwift будет отличаться уникальной маневренностью. К примеру, зависнув на больших подъемных двигателях, установленных в фюзеляже, аппарат сможет практически мгновенно выполнять разворот на месте, менять наклон корпуса, свою высоту, быстро набирать скорость в любом направлении полета. Все эти качества очень важны для штурмовых летательных аппаратов, также они особенно полезны при работе в сложных условиях, к примеру, городской застройке.
Поскольку в агентстве DARPA не конкретизировали, беспилотный или пилотируемый летательный аппарат им требуется, все компании представили проекты, которые предполагают возможность работы в обоих вариантах. Наряду с этим Риттер отметил, что компания Boeing считает целесообразным отдать предпочтение пилотируемому варианту PhantomSwift, на основе которого компания рассчитывает создать целое семейство новых летательных аппаратов. При этом в Минобороны США еще не определились с наиболее успешным проектом, военным еще только предстоит выбрать компанию-победителя из четырех, участвующих в данном проекте. Проведение летных испытаний образца компании победителя должно пройти ориентировочно в 2017 или 2018 году.